» Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2011 » Январь » 5 » Масленица и Комоедица.
12:48 Масленица и Комоедица. |
МАСЛЕНИЦА, МАСЛЯНИЦА, СЫРНАЯ СЕДМИЦА, СЫРНАЯ НЕДЕЛЯ — один из немногих изначально языческих праздников, в древности связанный с проводами зимы и встречей весны, который после установления в Х веке на Руси христианства, сохранился, но подвергся частичной христианской переделке.

В Русской Православной Христианской Церкви МАСЛЕНИЦА в 2010 году празднуется — с 8 по 14 февраля.
МАСЛЕНИЦА, МАСЛЯНИЦА, СЫРНАЯ СЕДМИЦА, СЫРНАЯ НЕДЕЛЯ — один из немногих изначально языческих праздников, в древности связанный с проводами зимы и встречей весны, который после установления в Х веке на Руси христианства, сохранился, но подвергся частичной христианской переделке. Ныне это — неделя, предшествующая православно-христианскому Великому посту. Дни христианской Масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Во время Масленицы по Церковному Уставу не разрешается употребление мяса (отсюда другое наименование масленицы — мясопустная неделя), но при этом разрешается употребление молочных продуктов (в том числе и масла), рыбы и яиц. Но, хотя по христианским канонам основная цель этой недели, предваряющей начало Великого поста, — очищение души от грехов, примирение с ближними, прощение обид и примирение со своей совестью, в этом празднике остался яркий след языческого наследия. Празднование Широкой Масленицы до сих пор включает в себя многие ритуальные языческие моменты, как, например, сжигание чучела Масленицы, различные народные гуляния и увеселения. Всю эту неделю народ провожает надоевшую зиму, печёт блины и ходит друг к другу в гости.
До крещения Руси Масленица называлась "Комоедица" и была связана с днём весеннего солнцеворота, а отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня. Праздник стал именоваться "Масленица" лишь с XVI века, когда после неудачных гонений, был включён в церковные праздники и сдвинут по времени из-за Великого поста, будучи отождествлён с церковной "сырной седьмицей" (неделей). Масленица получила свое название от христианского церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, христианам разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Изначальный же праздник, КОМОЕДИЦА — великий праздник Весны священной, приходящей с Небес в день весеннего равноденствия (20 или 21 марта) — часто попадал на время проведения православно-христианского Великого поста, когда всякие весёлые празднества и игрища Церковью запрещались, а то и карались. В народе трансформированный на церковно-христианский лад праздник получил название Масленица и продолжал праздноваться с прежним языческим размахом, но уже в иные даты, привязанные ко дню православной Пасхи (начало Масленицы за 8 недель до Пасхи, затем идет 7-недельный Великий пост перед Пасхой). Для славян Комоедица долгое время был частью обрядов, связанных со встречей Нового Года, точнее — Новолетия! Ведь до 1492г. Новолетие на Руси начиналось с 1 марта (протальника). Ещё в XIXвеке сохранялся обычай не работать в этот день. КОМОЕДИЦА — это время, когда пробуждается Природа и Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой, а в организме человека происходит перенастройка гормональной системы, подготовка к весенней форме активности. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Поэтому и основным блюдом Комоедицы и масленичной недели является блин. Он символизирует Солнце, которое в это время года разгоралось всё ярче и светило всё больше, удлиняя дни и укорачивая ночи. По давним поверьям считалось: как встретит человек Новолетие, таким весь год и будет. Потому и не скупились наши предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. Точно также считалось, что человек, скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года, а безудержное чревоугодие и веселье — непременный залог будущего благополучия, процветания и успеха. И называли Комоедицу, а позже — Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей". Большинство исследователей считают, что праздник Комоедица называется так потому, что, в числе прочего, он посвящён помину умерших и пробуждению медведей, которых считали прародителями людей. “Ком” — это медведь. Отсюда же “команика” — медвежья ягода. Она же ежевика, снобориха. Популярное выражение «первый блин — комам» — именно так оно звучало у древних славян — означало отнюдь не то, что сегодня. Это был обычай оставлять первые блины комам, лесным медведям. И впоследствии блин, выпекаемый первым на Масленой неделе, выкладывали на слуховое окошко «для душ родительских» со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. Христианская Церковь оставила празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа, но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней. После календарного сдвига праздник утратил связь с астрономическим событием — днём весеннего равноденствия, днём прихода языческой Весны священной. Это отчасти разорвало его сакральную связь с традициями древних волхвов, в которых именно дни зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия были самыми великими и самыми священными праздниками, ибо это есть ключевые точки, определяющие биоритмы всей планеты.
Шли века, менялась жизнь, но наследие Комоедицы окончательно так и не было уничтожено, широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить русский народ отказаться от любимого праздника — хлебосольного и разгульно-веселого. Одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край народным весельем.
Позже российские цари стали принимать активное участие в организации масленичных гуляний. Сам Петр I, известный любитель всяческих увеселений, открывал масленичные гуляния в столице у Красных ворот. Инициаторами и участниками празднеств Масленицы были и Екатерина I, и Екатерина II.
Со времён Петра I масленичные потехи в городах стали возрождаться и совершенствоваться. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с искусственных городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
 Любимым развлечением парней на масленичной неделе были кулачные бои, а в некоторых районах — "взятие снежного городка", как отзвук представлений о борьбе зимы с наступающей весной. Собравшись, люди дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили её на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Одни удальцы осаждали крепость, а её защитники отбивались снежками. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Сегодня Масленица стала почти официальным государственным праздником, а её празднование снова стало широкой народной традицией с карнавалами, фейерверками, балаганами, аттракционами, театрализованными представлениями и обильным угощеньем.
В народе каждый день масленицы имеет свое название и своё значение.

ПОНЕДЕЛЬНИК — «ВСТРЕЧА».
Народ встречал Чистую Масленицу – широкую боярыню. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника же, катаясь с горки на санках или просто на «пятой точке», перекрикивая друг друга, кричали: «Масленица приехала! Масленица приехала!».
ВТОРНИК — «ЗАИГРЫШИ».
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов, начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания и другие забавы. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». На гуляньях женихи выглядывали себе невест, а девушки – суженых. Сохранилась пословица: «На Масленицу сватовство — на Красную Горку свадьба». Хозяева рассылали с устными приглашениями к друзьям, родственникам и будущим невесткам или зятьям «позыватков». Позыватку встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Если позываток приносил хозяевам от будущих родственников отказ посетить их дом, то это означало, что дочку прочат за другого, либо парня хотят женить на другой, значит, будущая свадьба под угрозой.
СРЕДА — «ЛАКОМКИ».
 В этот день зять приходил «к тёще на блины». Тёща принимала у себя всех своих зятьев, иногда до десяти человек, а также всех других родственников. И приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Поэтому Масленица была разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!». Устраивались катания в повозках, пляски, распевались веселые песни, разыгрывались смешные сценки про тёщу и зятя. Считалось, что на Лакомку нужно: «...есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду».
ЧЕТВЕРГ — «ШИРОКИЙ РАЗГУЛ».
С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам. На улицы вывозили чучело Масленицы, которое сопровождали ряженые детишки, выпрашивающие себе угощения.
ПЯТНИЦА — «ТЁЩИН ВЕЧЕРОК».
Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а утром присылал нарядных "знатных". Чем больше знатных, тем больше к тёще уважения и почести. Говорили, что «У тёщи зятёк – любимый сынок».
СУББОТА — «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ».
Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок (золовка – сестра мужа). Новобрачная, или девушка, которая уже считалась невестой, должна была одарить подарками всех сестёр мужа или жениха. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа были замужние, то невестка приглашала замужнюю родню.
И именно в этот день обычно строили и брали штурмом снежный городок, что символизировало победу весны над зимой.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ МАСЛЕНИЦЫ — «ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ», «ПРОВОДЫ».
В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят: «Бог простит».
В этот последний день перед Великим постом по православно-христианскому обычаю люди просят друг у друга прощения, чтобы начать поститься с чистыми мыслями. Этот обычай православные христиане чтят до сих пор. Обычно при взаимном прощении принято три раза поцеловаться, потому это воскресение в центральных губерниях России называли "прощаньями", или "проводами", а в северных губерниях и Сибири "целовником", или "целовальником".
В старину в Прощеное воскресенье новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, кума и куму, сватов и дружек подношениями. Они также кланялись в ноги родителям и просили родительского прощения и благословения.
В этот день также поминали усопших, посещали могилы родственников.
В воскресенье принародно сжигали чучело Маслены, а до крещения Руси — чучело Марены, что созвучно. Этот обряд был символом зимы, которая переломилась на лето. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай». Само чучело изготавливали из соломы, солома символизировала мёртвую часть, оставшуюся от обмолоченного колоса, а зерно — вечно живую, дающую жизнь. Предваряли сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем, блинами и булочками-жаворонками. Когда же чучело сгорало, праздник завершался последней забавой: молодежь прыгала через костёр.
Ритуальным блюдом масленичного воскресения была яичница, соотносящаяся одновременно и с образом Солнца, и с символом "Золотого Яйца Рода", вечного начала Вселенной.
Современные русские родноверы не празднуют Масленицу за семь дней перед Великим постом, так как лунный календарь, от которого зависят дни Масленицы, не является их традицией, их праздники ориентированы на Солнечный цикл. Изначальная Масленица (а точнее — Комоедица) приходит в тот момент, когда день становится равным ночи... Весеннее равноденствие в России наступает 20 или 21 марта, когда Солнце при своем видимом годичном перемещении по небосводу пересекает небесный экватор и переходит из южного полушария в северное, тогда земная ось перпендикулярна солнечным лучам, а сами лучи Солнца равномерно касаются обоих полюсов. Комоедица в форме Масленицы была принята русским христианством, но не по солнечному, а по солнечно-лунному календарю, поэтому в христианском православии у Масленицы плавающая дата, которая зависит от христианской Пасхи. А дата христианской Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей по следующему правилу: «Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния». Первое весеннее полнолуние — это первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.
 Интернет:
http://ru.wikipedia.org/w>iki%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0>%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
http://www.pravkniga.ru/m>aslenitsa.html
http://tili-testo.ru/arti>clescat16/91/
http://ru.wikipedia.org/w>ikiРавноденствие
http://bujan.ru/molva/yaz>ichestvo03.html
http://www.paganism-info.>rumaslenitsa/about.html
http://maslyanica.ru/node>2
http://maslyanica.ru/node>3
http://www.glossary.ru/cg>i-bingl_sch2.cgi?RQgituk>ltxyiol
http://ru.wikipedia.org/w>ikiПереходящий_праздник
http://ru.wikipedia.org/w>ikiПасха
Литература:
Русские обряды и праздники. (Отрывной календарь на 2004 год). — С.-Петербург: «Тригон», 2003г.
|
Категория: Новости |
Просмотров: 344 |
Добавил: thdran
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|